Персональный сайт учителя
русского языка и литературы
Новкинской основной общеобразовательной школы

«Заметки»

Результаты игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011"...

Подведены итоги игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011".

КВН "Занимательная грамматика" в 5 классе...

В рамках декады словесности 3 февраля в 5 классе прошёл КВН "Занимательная грамматика".

«Все заметки»

рабочая программа по литературе 8 класс

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 по    литературе

 8  класс

 Количество часов -  68           

Учитель:     Сазанова Наталья Владимировна

 

Рабочая программа для 8 класса составлена на основе  примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2011).

 

2014-2015 учебный год

 II. Пояснительная записка

 Статус документа

 Рабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2010-2011 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2011, в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ. 

 Место предмета На обучение литературе  в 8 классе базисным учебным планом МКОУ СОШ с. Саянское и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится 68 часов (2 часа в неделю).

 Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

            Воспитательные задачи:

Образовательные задачи:

                    Расширения целей и задач  при изучении предмета в рабочей программе по сравнению с авторской  программой за счёт введения регионального компонента не произошло, так как часы регионального компонента на обучение литературе в 8  классе базисным учебным планом МКОУ СОШ с. Саянское не предусмотрены.

                     Обоснование  отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой. В результате сопоставления  рабочей и авторской программ выявлено, что  расхождений в распределении часов, отводимых на изучение ключевых тем курса, нет.

В рабочую программу включены  все произведения для изучения и все произведения для чтения и бесед, предусмотренные программой под редакцией Г.И.Беленького. В то же время  рабочая программа не предусматривает произведения М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, В.Г.Короленко, И.А.Бунина, А.Т.Твардовского для самостоятельного чтения учащихся, рекомендованные для этих целей программой под редакцией Г.И.Беленького, поскольку они не содержатся в Федеральном государственном стандарте общего образования по литературе.

Кроме того, рабочей программой в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования по литературе предусмотрено изучение лирики Н.М.Рубцова, хотя в программе под редакцией Г.И.Беленького этого нет.

В остальном рабочая программа соответствует программе под редакцией Г.И.Беленького.

 Требования к уровню подготовки учащихся  

Учащиеся  должны знать:

уметь:

 

          Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программой является сочинение на литературную тему.

          Перечень обязательных  практических   работ:

Отдельные уроки для проведения тестов, самостоятельных работ рабочей программой не предусмотрены.

           Литература, включающая и учебно-методический комплект,  для реализации рабочей программы:

                         

 

Тематическое планирование.

Изучаемая тема, количество часов

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

 Примечание

По плану

Фактически

1

2

3

4

5

6

Введение (2 ч.)

1.

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

1                 

 

 

 

2.

Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

1

 

 

 

I. Народные песни (3 ч.)

3.

Исторические народные песни.

1

 

   

4

Лирические народные песни.

1

 

   

5.

Русская старина. Люди Древней Руси. Житийный жанр

1

 

   

II. Древнерусская литература (4 ч.)

6.

«Житие преподобного Сергия Радонежского».

1

 

   

7.

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского».

1

 

   

8.

«Житие Аввакума, им самим написанное» - первое автобиографическое произведение в русской литературе.

1

 

 

 

9.

 Вн, чт  Мой читательский выбор

 

1

 

   

III. Русская литература XIX – начала XX века (38 ч.)

10.

А.С.Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта».

1

 

   

11.

Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и II глав.

1

     

12.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (разбор III-V глав).

1

 

   

13.

Падение Белогорской крепости. Разбор VI, VII глав

1

 

   

14.

Изображение народной войны и её вождя. Разбор 8-12 глав

1

 

   

15.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.

1

 

   

16.

 Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению на тему: ««Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин».

1

 

   

17.

Р/р. Классное сочинение на тему: ««Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин».

1

 

   

18.

Внеклассное чтение.

А.С.Пушкин.   Пиковая дама

1

 

   

19.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и в творчестве поэта.

1

 

   

20.

М.Ю.Лермонтов.  Певец Родины и свободы. «Сосед», «Пленный рыцарь».

1

 

   

21.

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

     

22.

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания.

1

 

   

23.

Своеобразие поэмы «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма.

1

 

   

24.

Р/р. Классное обучающее сочинение «Мцыри–любимый идеал Лермонтова». (В.Г.Белинский).

1

 

   

25.

Н.В.Гоголь и его время. «Ревизор» - бессмертное произведение, сатира на социальные и нравственные пороки времени.

1

     

26.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения. (II-III действия.)

1

 

 

 

27.

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.

1

 

   

28.

Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии.

1

 

   

29.

Финал комедии. Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 

1

 

   

30.

Практическая работа по комедии «Ревизор»

1

 

   

31.

И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

1

 

   

32.

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя

1

 

   

33.

Характеристика героев повести И.С.Тургенева «Ася». Анализ эпизода. Роль XVI главы в повести И.С.Тургенева «Ася».

1

 

 

 

34.

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

1

 

 

 

35.

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

1

 

 

 

36.

 

 

 

 

 Художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа.

1

 

 

 

 

37.

 

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность за всё происходящее.

1

 

 

 

38.

 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению

1

   

 

39.

В.Г.Короленко. Этапы жизненного пути. Очерк «Парадокс».

1

 

 

 

40.

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс».

1

 

 

 

41.

Жанровое своеобразие лирической миниатюры В.Г.Короленко «Огоньки».

1

 

 

 

42.

И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. «Сверчок», стихотворения «Полевые цветы», «Ещё и холоден и сыр…»

1

 

 

 

43.

Романтизм М.Горького М.Горький. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

1

   

 

44.

 М.Горький. «Песня о Соколе».

1

 

 

 

45.

 М. Горький Заветы отца

1

   

 

46.

 Внеклассное чтениеРранние рассказы Горького

1

 

 

 

IV. Литература XX века (14 ч.)

47.

Н.А.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. Стихотворения «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».

1

 

 

 

49.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма».

1

   

 

50.

К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Телеграмма».

1

 

 

 

51.

Внеклассное чтение.

К.Г.Паустовский. «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек».

1

 

 

 

52.

Б.Л.Пастернак. Сведения о жизни поэта. «Июль», «Снег идёт».

1

 

 

 

53.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин».

1

 

 

 

54.

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».  (Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»)

1

 

 

 

55.

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор. (Главы «Смерть и воин», «От автора»).

1

   

 

56.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Народный характер в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

1

 

 

 

57.

В.М.Шукшин. Рассказ «Микроскоп».

1

 

 

 

58.

Рассказ В.М.Шукшина «Солнце, старик и девушка».

1

 

 

 

59.

Внеклассное чтение.

В.М.Шукшин. Рассказ «Дядя Ермолай».

1

 

 

 

60.

Н.М.Рубцов. Лирика.

1

 

 

 

61.

Н.М.Рубцов. Лирика.

1

 

 

 

Из зарубежной литературы (5 ч.)

63.

У.Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта».

1

 

 

 

64.

Трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

1

 

 

 

65.

Мигель де Сервантес  Сааведра. История жизни писателя. Историческая обстановка в Испании во времена Сервантеса.

1

 

 

 

66.

Мигель  де Сервантес Сааведра.  «Дон Кихот»: старые традиции и новые идеи в романе.

1

 

 

 

67.

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.

1

 

 

 

Повторение и обобщение (1 ч.)

68.

Подведение итогов учебного года, обсуждение списка книг для летнего чтения.

1

 

 

 

             

 

 

 

 

Сазанова Наталья Владимировна