Персональный сайт учителя
русского языка и литературы
Новкинской основной общеобразовательной школы

«Заметки»

Результаты игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011"...

Подведены итоги игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011".

КВН "Занимательная грамматика" в 5 классе...

В рамках декады словесности 3 февраля в 5 классе прошёл КВН "Занимательная грамматика".

«Все заметки»

Программа по русскому языку 7 класс

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новкинская основная общеобразовательная школа

 

Программа рассмотрена на

заседании МО                          

________________________

Протокол № ___ от _______

 

 

Согласовано

Замдиректора по УВР

___________С.Н. Ивченко

________________________

                                                              Утверждаю

                               Приказ №____от ____________

               Директор школы

               _______________Н.В.Сазанова

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курсапо русскому языку для 7  класса

 

Cоставитель  программы  учитель русского языка и литературы Сазанова Наталья Владимировна

 
 

1. Пояснительная записка

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

        Рабочая программа по русскому языку для 7  класса создана на основе федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку   и авторской программы   по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский и др.).

Рабочая программа включает следующие структурные части:

1) пояснительная записка;

2) основное содержание тем;

3) учебно- тематический план;

4) основные требования к уровню подготовки учащихся     по русскому  языку за     курс 7  класса;

 5) календарно – тематический план;

 Важной особенностью предлагаемой программы является  новизна подходов к реализации преподавания русского языка в основной школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на  основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

         Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

При изучении той или иной темы одна из компетенций является доминирующей ( см. календарно – тематический план), но в реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанным подходом содержание представленной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Так, например,  изучение морфологии обеспечивает школьникам овладение формами слов, словосочетаний, предложений, соответствующих нормам литературного языка.  Усваивая теоретические сведения по морфологии, ученики практически овладевают  языковыми средствами учебно – научной речи,  анализируют и создают тексты разных  стилей и жанров, совершенствуют все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), различные коммуникативные навыки. Таким образом, устанавливая взаимосвязь между процессами осознания языковой системы и личным опытом  использования языка в определенных условиях, ситуациях общения , данная программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в основной школе.

           Поскольку совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, является одной из важнейших целей преподавания курса русского языка в 5-9 классах,  в программе значительное место  занимают уроки развития речи , предусматривающие совершенствование всех видов речевой деятельности:

            Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в предложенной программе по русскому языку для 7 класса усилен аспект культуры речи. В связи с этим в каждый раздел  программы дополнительно включены темы уроков, предписанные федеральным компонентом стандарта и направленные на формирование у школьников представления об основах культуры речи, навыков этикетного речевого поведения, развитие внимания к собственной речи и речи собеседника.

Раздел: «Причастие»

Тема урока: «Правильное употребление причастий в речи. Этикетные языковые формулы приветствия и обращения»

Раздел: « Деепричастие»

Тема урока: «Особенности  употребления деепричастий в речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева  «Вратарь»

Раздел: « Наречие»

Тема урока: «Смысловые группы наречий. Использование в речи наречий – синонимов и наречий-антонимов»

Тема урока: «Смысловые группы наречий. Диалог как жанр устного речевого общения. Основные элементы этикетного диалога»

Тема урока: « Выразительные средства морфологии. Культура речи как составная часть индивидуальной культуры человека»

Раздел: « Междометие»

Тема урока: «Русский речевой этикет.   Этикетные междометия  (этикет благодарности, поздравления, просьбы и отказа)»

            Изучение вышеуказанных тем обеспечивает формирование у учащихся умения выбирать и использовать языковые средства в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения, что является необходимым  условием  достижения нормативности, эффективности и успешности речевого общения.

            В связи с введением в 9 классе   сдачи государственной итоговой аттестации в форме ГИА, в программе представлены темы, изучение которых  поможет учителю постепенно  «приобщить» и подготовить учеников  к сдаче ГИА по русскому языку. С целью формирования лингвистической компетенции учащихся в программу введён урок подготовки к сочинению на лингвистическую тему, включающий рассказ учителя и сообщения школьников о выдающихся отечественных лингвистах 18-20 веков, а также написание сочинения на лингвистическую тему (задание части 3) «Почему можно (или нельзя) считать слова категории состояния самостоятельной частью речи?»

             В век информационной цивилизации особую актуальность приобретает   формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках. Разработанная программа предусматривает целенаправленное совершенствование  жизненно важных информационных умений  на уроках по ознакомлению с разными видами чтения.

      В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).               Таким образом, предлагаемая рабочая программа направлена на  формирование общекультурного  уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение  в различных образовательных учреждениях: в средней  школе или  в средних специальных учебных заведениях.

    Рабочая программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка;

-сведения о языке как развивающемся явлении;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся;

- сведения об основных нормах русского литературного языка;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

       Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

        Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы:  «Повторение пройденного в 5-6 классе» ( 10 часов)», « Повторение и систематизация изученного в 7 классе» ( 10 часов). Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень  прочных знаний и умений.

             В соответствии с требованиями БУПа 2013-2014 уч.г. года учебно-тематический план  рассчитан на 136 часов

2 Основное содержание тем.

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

 Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

         Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

     Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; конспект). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,  учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений  различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для  публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля: выступление, интервью, статья.

  Культура речи

  Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

  Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ языковой и лингвистической (языковедческой) КОМПЕТЕНЦИЙ

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей).

Самостоятельные и служебные части речи.

Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. 

           Орфография.

          Пунктуация.

 Выделение запятыми причастных оборотов, стоящих  после определяемого существительного; деепричастные обороты.

 СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Язык и культура

Русский речевой этикет. Отражение в языке культуры и истории народа. Фразеологическое богатство русского языка, пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речи.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся 7 класса к концу учебного года.

Речевая деятельность.

Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного, публицистического и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу и стилю речи; составлять план текста, полный или сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.

Чтение. Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; находить в тексте ключевые словосочетания, слова, предложения и объяснять их  значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т. п.);

составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.

Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.

Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения их темы, основной мысли, проблематики, соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания.

Синтаксис и пунктуация. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

 

Учебно-тематический план

тема

кол-во часов

кол-во уроков Р/Р

кол-во

К/Д

 

1

Введение

1

 

 

2

Повторение пройденного в 5-6 классах

10

2

1

3

Причастие

35

6

1

4

Деепричастие

9

2

1

5

Наречие

22

2

1

6

Категория состояния

4

2

 

7

Предлог

9

1

1

8

Союз

14

1

 

9

Частица

17

1

1

10

Междометие

2

 

 

11

Повторение изученного в 7 классе

12

1

1

12

Резерв

1

 

 

 

Итого:

136

18

7

 

 

Календарно-тематический план

 

тема

кол-во часов

Элементы содержания

Дата проведения

 

1.Русский язык  как развивающееся явление

1

Знать группы славянских языков, уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живёт и развивается.

 

Повторение пройденного в 5-6 классах (8+2Р=10 часов)

10

 

 

3.Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по схемам; находить грамматическую основу в простом предложении, границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения.

 

3.Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Уметь составлять из простых предложений сложные; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с прямой речью.

 

 

4.Лексика и фразеология

1

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться различными видами словарей, подбирать примеры  на изученные лексические понятия

 

5.Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Разделительный Ъ и Ь. О-Е-Ё после шипящих

1

Уметь подбирать примеры слов , в которых есть расхождение между произношением и написанием;  производить фонетический разбор слов, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма.

 

 

 

6.Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

1

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам образования, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с орфограммами в корнях

 

7.Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

1

Знать перечень самостоятельных и служебных частей речи, формы изменения глагола,

Общее и различное  у склоняемых частей речи; знать о связи орфографии с морфологией,  знать порядок морфологического разбора изученных частей речи.

 

8.Правописание глагола

1

Знать орфограммы в глаголе

 

9.  Текст. Стили речи р\р

1

Различать основные стили речи

 

10 Контрольный диктант

1

 

 

11. Сочинение-описание по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью»р/р

1

Знать особенности написания сочинения-описания по картине

 

Причастие (29+6Р=35)

35

 

 

12.Окончания глаголов

1

 

 

13.Понятие о причастии

1

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте,  определять признаки прилагательного и глагола у причастия.

 

14.Публицистический стиль р/р

1

Знать особенности публицистического стиля, его жанры; уметь определять признаки публицистического стиля в тексте, доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю

 

15.Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий.

 

16.Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

 

 

17.Понятие о причастном обороте

1

Знать определение причастного оборота, место причастного оборота по отношению к определяемому слову;  уметь строить предложения с причастным оборотом, находить и исправлять ошибки  в построении предложений с причастным оборотом.

 

18.Знаки препинания при причастном обороте

1

Знать условия выделения причастного оборота на письме, правильно расставлять запятые при причастном обороте; уметь строить предложения с причастным оборотом, находить и исправлять ошибки  в построении предложений с причастным оборотом.

 

19.Описание внешности человека р/р

1

Знать особенности построения описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности; различать официально – деловой и художественный  стили описания человека.

 

20.Действительные и страдательные причастия

1

Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки  в смешении действительных и страдательных причастий.

 

21.Краткие и полные страдательные причастия

1

Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях.

 

 

22.Действительные причастия настоящего времени

1

Уметь образовывать ДПНВ,  графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

23.Подробное изложение. Упр. 100 р\р

1

Знать особенности построения сочинения-описания по портрету

 

24.С Написание изложения р\р

1

 

 

25.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

Уметь правильно писать гласные  в суффиксах действительных причастий

 

26.Действительные причастия прошедшего времени

1

Знать суффиксы действительных причастий прош.вр.

 

27.Страдательные причастия настоящего времени

1

Уметь образовывать СПНВ,  графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

28.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Уметь правильно писать гласные  в суффиксах страдательных причастий

 

29.Страдательные причастия прошедшего времени

1

Уметь образовывать СППВ, находить СППВ, определять форму причастий.

 

30.Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

Уметь правильно выбирать и писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

31.Н-НН в прилагательных. Повторение

1

Уметь разграничивать СППВ и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, слова – исключения.

 

32.Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1

Уметь разграничивать СППВ и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, слова – исключения.

 

33.Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1

Уметь разграничивать СППВ и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, слова – исключения.

 

34.Н-НН в суффиксах кратких причастий и в кратких прилагательных

1

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные,  правильно писать Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

 

 

35.Н-НН в суффиксах кратких причастий и в кратких прилагательных

1

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные,  правильно писать Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

 

 

36.Выборочное изложение №130р\р

1

Знать особенности сжатого изложения, уметь определять основную мысль изложения, составлять план изложения, излагать подтему исходного текста ( описание внешности).

 

37.Морфологический разбор причастия

1

Уметь производить морфологический разбор причастия.

 

38.НЕ с различными частями речи. Повторение

1

Знать написание НЕ с частями речи

 

39.НЕ с причастиями

1

Уметь правильно писать не с причастиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разграничивать приставку не и частицу не с причастиями.

 

40.НЕ с причастиями

1

Уметь правильно писать не с причастиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разграничивать приставку не и частицу не с причастиями.

 

41.Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий

1

Уметь правильно писать о-ё после шипящих в суффиксах СППВ, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

42.Систематизация и обобщение по теме «Причастие»

1

Знать материал по теме « Причастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила

 

43.Сочинение-портретное описание «Вы с ним знакомы» №145, 146 р\р

1

Знать особенности сжатого изложения, уметь определять основную мысль изложения, составлять план изложения, излагать подтему исходного текста ( описание внешности).

 

 

44.Систематизация и обобщение по теме «Причастие»

1

Знать материал по теме « Причастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила

 

45.Контрольный диктант

1

 

 

46. Анализ диктанта

1

 

 

Деепричастие (7+2Р=9)

9

 

 

47.Понятие о деепричастии.

1

Уметь находить деепричастия в тексте и определять их синтаксическую роль;  находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий.

 

 

48.Деепричастный оборот и знаки препинания при нём

1

Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; распространять предложения за счёт включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при  одиночном деепричастии и при деепричастном обороте.

 

49.НЕ с деепричастиями

1

Уметь правильно писать НЕ с деепричастиями

 

50.Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия

1

Уметь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, заменять глаголы и причастия деепричастиями совершенного и несовершенного вида;  находить и выделять на письме деепричастные обороты

Уметь производить морфологический разбор деепричастия.

 

51.Подготовка к сочинению-описанию по картине «Вратарь»р\р

1

Уметь находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий. правильно употреблять деепричастия в речи в соответствии с задачами и сферой общения; обогащение словаря учащихся.

 

52.Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь»р\р

1

Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания, на основе изображённого на картине  от имени одного из действующих лиц картины.

 

53.Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие»

1

Знать материал по теме « Деепричастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила

 

54.Контрольный диктант

1

 

 

55.Анализ диктанта

1

 

 

Наречие (20+2Р=22)

22

 

 

56.Наречие как часть речи

1

Уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимся к различным частям речи;  находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

 

57.Смысловые группы наречий

1

Знать вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий, уметь определять лексико- синтаксические значения, выражаемые наречиями, группировать наречия по их значению.

 

 

58.Степени сравнений наречий

1

Уметь образовывать разные степени сравнения наречий,, находить их в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени.

 

59.Морфологический разбор наречия

1

Уметь производить морфологический разбор наречия.

 

60.НЕ с наречиями на –о, -е

1

Уметь правильно писать не с наречиями на –о- и –е-;  разграничивать приставку не и частицу не с наречиями, разграничивать краткие прилагательные с не и наречия с не.

 

61.НЕ с наречиями на –о, -е

1

Уметь правильно писать не с наречиями на –о- и –е-;  разграничивать приставку не и частицу не с наречиями, разграничивать краткие прилагательные с не и наречия с не.

 

62.НЕ и НИ в отрицательных наречиях

1

выбирать и писать буквы  е-и в приставках не-ни отрицательных наречий, отрицательных местоимений; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

63.Н-НН в наречиях

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

64.Н-НН в наречиях

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

65.Описание действий р\р

1

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности; уметь описывать действия и процессы труда.

 

66.О-Е после шипящих на конце наречий

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

 

67.О-А на конце наречий

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

68.Подробное изложение №248р\р

1

Уметь пересказывать исходный текст с элементами сочинения.

 

69.Дефис в наречиях

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

70.Дефис в наречиях

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

71.Слитное и раздельно написание наречий

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь правильно ставить ударения в наречиях, пользоваться орфографическим словарём.

 

72.Слитное и раздельно написание наречий

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь правильно ставить ударения в наречиях, пользоваться орфографическим словарём.

 

73.Ь после шипящих на конце наречий

1

Знать условия выбора употребления  мягкого знака на конце наречий;  виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением  мягкого знака после шипящих на конце слова.

 

74.Повторение и обобщение по теме «Наречие»

1

Знать материал по теме « Деепричастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

 

75.Повторение и обобщение по теме «Наречие»

1

Знать материал по теме « Деепричастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

 

76.Контрольный диктант

1

 

 

77. Анализ диктанта

1

 

 

Категория состояния (2+2Р=4)

4

 

 

78.Категория состояния как часть речи

1

Знать значение модальных слов и  слов категории состояния, их признаки, синтаксическую роль;  разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

 

 

79.Категория состояния как часть речи

1

Знать значение модальных слов и  слов категории состояния, их признаки, синтаксическую роль;  разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях

 

80.Подготовка к сжатому изложению №281р\р

1

  Подготовиться к  сжатому изложению, уметь анализировать текст  с целью выявления существенных фактов;  излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами.

 

81.Написание сжатого изложения №281р\р

1

 

 

Предлог (8+1Р=9)

1

 

 

82.Предлог как часть речи

1

Знать отличие служебных частей речи   от самостоятельных частей речи; уметь  классифицировать их и находить их в тексте

Знать определение предлога как служебной части речи; уметь составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога

 

83.Употребление предлогов

1

Уметь употреблять нужный падеж существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом

 

84.Непроизводные и производные предлоги

1

Уметь отличать производные предлоги от непроизводных, определять самостоятельные части речи,  от которых образованы производные предлоги; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

Уметь отличать производные предлоги от непроизводных, определять самостоятельные части речи,  от которых образованы производные предлоги; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

 

85.Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

Уметь находить простые и составные предлоги,  знать порядок морфологического разбора предлога.

 

86.Сочинение-описание по картине Сайкиной «Детская спортивная школа»р\р

1

Знать особенности рассказа –репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека; уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине.

 

87.Слитное и раздельно написание производных предлогов

1

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы, различать на письме  омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

 

 

88.Слитное и раздельно написание производных предлогов

1

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы, различать на письме  омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

 

 

89.Систематизация и обобщение по теме «Предлог»

1

Знать сведения о предлоге

 

90.  Систематизация и обобщение по теме «Предлог»

1

 

 

Союз (13+1Р=14)

14

 

 

91.Союз как часть речи

1

Знать определение союза как служебной части речи;  определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов; уметь пользоваться в речи союзами – синонимами.

 

 

92..Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Уметь находить простые и составные союзы, составлять предложения с составными союзами

 

93. Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении;  составлять сложные предложения с данными видами союзов ,знать об употреблении запятой перед союзами в сложном предложении.

 

94.Простые и составные союзы

1

Уметь употреблять запятую перед второй частью двойных союзов, употреблять запятую  между однородными членами предложения;  составлять простые и сложносочинённые предложения по схемам

 

95.Сочинительные союзы

1

Знать группы сочинительных союзов по значению.

 

 

96.Подчинительные союзы.

1

Знать группы подчинительных союзов по значению,  составлять сложные предложения с подчинительными союзами по данным схемам; уметь производить морфологический разбор союза.

 

97.Пунктуационный практикум

1

 

 

98.Морфологический разбор союзов

1

 

 

99.Сочинение-рассуждение №343, 342 (на выбор) р\р

1

Знать структуру текста – рассуждения, его языковые особенности;  уметь подбирать материалы к сочинению на указанную тему;  составлять текст-рассуждение на дискуссионную тему.

 

100.Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

1

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом.

 

101.Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

1

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом.

 

102.Систематизация и обобщение по теме «Союз»

1

Знать материал по теме « Союз», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

 

103.Систематизация и обобщение по теме «Союз». Контрольный диктант

1

Знать материал по теме « Союз», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

 

104 Анализ диктанта. Тест.

1

 

 

Частица (16+1Р=17)

17

 

 

105.Понятие о частице

1

Знать определение частицы как части речи; уметь находить формообразующие и смысловые частицы

 

106.Формообразующие частицы

1

Знать перечень формообразующих частиц,  уметь определять роли частицы бы;  различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы.

 

107.Смысловые частицы

1

Знать смысловые частицы и их назначение в предложении;  стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; уметь употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.

 

108.Раздельное и дефисное написание частиц

1

Знать условия выбора  раздельного и дефисного написания частиц, уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм, уметь производить морфологический разбор частицы.

 

109.Раздельное и дефисное написание частиц, морфологический разбор частиц

1

Знать условия выбора  раздельного и дефисного написания частиц, уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм, уметь производить морфологический разбор частицы

 

110.Контрольная работа  

1

 

 

111.Отрицательные частицы НЕ и НИ

1

Уметь определять значения, выражаемые частицами НЕ и НИ;  составлять предложения, в которых частица НИ  служит для выражения отрицания,  утверждения и усиления

 

112.Отрицательные частицы НЕ и НИ

1

определять значения, выражаемые частицами НЕ и НИ;  составлять предложения, в которых частица НИ  служит для выражения отрицания,  утверждения и усиления отрицания.

 

113.Различение частицы и приставки НЕ

1

Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи, уметь правильно писать слова разных частей речи с не,  графически объяснять условия выбора  правильных написаний;

 

114.Различение частицы и приставки НЕ

1

Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи, уметь правильно писать слова разных частей речи с не,  графически объяснять условия выбора  правильных написаний;

 

115.Семинар по теме «НЕ с различными частями речи»

1

Знать материал по теме « Частица», применять изученные в данной теме орфографические правила

 

116.Сочинение-рассказ по данному сюжету р\р

1

Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе, роль возможного диалога.

 

117.Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

1

Уметь различать на письме частицу ни, союз ни-ни , приставку ни; графически объяснять условия выбора  правильных написаний

 

118.Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

1

Уметь различать на письме частицу ни, союз ни-ни , приставку ни; графически объяснять условия выбора  правильных написаний

 

119.Повторение по теме «Частицы»

1

Знать материал по теме « Частица», применять изученные в данной теме орфографические правила

 

 120. Контрольный диктант

1

 

 

121. Анализ  диктанта

1

 

 

Междометие (2 часа)

2

 

 

122.Междометие как часть речи.

1

Знать определение междометия как особой части речи;  уметь находить междометия в предложении,  разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи.

 

123Дефис в междометиях

1

Знать условия употребления дефиса в междометиях,  о знаках препинания при междометиях;  уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы.

 

Повторение изученного в 7 классе (11+1Р=12)

12

 

 

124. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. р\р

1

 

 

125. Фонетика и графика

1

Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке, порядок фонетического разбора слова.

 

126.Лексика и фразеология

1

Уметь рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания;  определять лексическое и грамматическое значение слов, составлять словосочетания с многозначными словами,  находить диалектные слова и определять их значение.

 

 

127.Словообразование

1

Уметь рассказывать о строении и  образовании слов, группировать слова по способам  образования,  обозначать состав слов и исходное слово,  производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

 

128.Морфология. Самостоятельные части речи

1

Уметь определять  самостоятельные части речи в предложении и синтаксическую роль данных частей речи, производить морфологический разбор слов.

 

129.Служебные части речи

1

Уметь определять  служебные части речи в предложении , производить морфологический разбор слов.

 

130. Орфография

1

Знать изученные орфограммы

 

131.Синтаксис

1

Знать назначение словосочетаний и предложений в языке,  виды предложений, синтаксический разбор предложения;

 

 

132.Пунктуация

1

уметь правильно расставлять знаки препинания.

Уметь правильно писать слова с изученными видами орфограмм; уметь правильно расставлять знаки препинания.

 

133. Контрольный итоговый диктант

1

 

 

134.Анализ диктанта

1

 

 

135. Тестовая работа

1

 

 

136- резервный урок

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сазанова Наталья Владимировна