9 класс - сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Тема: сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Цель:
- научить различать данные предложения, уметь расставлять знаки препинания.
- воспитывать любовь к слову, языку.
- развивать речь учащихся.
Ход урока.
1. Формулировка темы, цели.
2. Монологический рассказ о сложном предложении.
(класс готовит рецензию на ответ)
- В чём особенность сложноподчинённых предложений? Ответьте, используя сл/под предложения.
3. Работа в парах.
- Продолжи предложения, используя придаточные. Докажи, что они сл/под.
Природу надо беречь, потому что…
Запоминаются те книги, которые…
На душе весело, когда…
На привал лучше расположиться там,…
Не забывай о том,…
(Проверка)
4. Каждое предложение имеет название (имя).Сегодня говорим о придаточных определительных.
- Почему такое название? Какое , по-вашему, предложение будет определительным? В чём особенность данных предложений?
-Заполните таблицу. У доски заполняет ученик.
Вид придаточного |
На какой вопрос отвечает? |
Чем присоединяется? |
К чему относится? |
Определительное |
Какой? |
Который? Какой? Где? |
Сущ., мест. |
5. – Зачем нужно знать сл/под с прид. определительными?
- Прочитайте. Исправьте речевые недочёты, используя сл/под с придаточными определительными. Разберите получившееся предложение. Составьте схему.
(Владимир- это древний город. Владимир был основан в 1108 году. )
6. – Всегда ли удачны сл/под с придаточными определительными? Исправьте недочёты. Составьте схемы.
(Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.
У памятника, который был открыт недавно, всегда лежат цветы, которые приносят дети и взрослые.
Я прочитал книгу, в которой рассказывается о городе, в котором прошло моё детство.)
6. Изложение-миниатюра. Передайте подробно содержание текста, сохранив сл/под предложения.* Согласны ли вы с автором? Выскажите своё суждение, используя сл/под предл.
(Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Красоту и величие постигает тот, кто дорожит родным словом. Человека, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, можно назвать человеком без рода и племени. )
7. Итог. – Особенность сл\под предл? Зачем необходимо это знать?
8. Домашнее задание.
- Рассказ о сл/под предложении с придаточными определительными.
Выполнить упр. № 37 или сочинение- миниатюра, используя сл\под предл. «Берегите слово»