Персональный сайт учителя
русского языка и литературы
Новкинской основной общеобразовательной школы

«Заметки»

Результаты игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011"...

Подведены итоги игры-конкурса "Русский медвежонок - 2011".

КВН "Занимательная грамматика" в 5 классе...

В рамках декады словесности 3 февраля в 5 классе прошёл КВН "Занимательная грамматика".

«Все заметки»

Этика

Тема: Практикум по этикетным формулам  речевого общения. (7 класс)

Цель: создать условия для формирования этикета речевого общения учащихся.

Задачи: развивать  умения к этикетным формам речевого общения; способствовать развитию уважения к слову, собеседнику.

Эпиграф

Заговори, чтоб я тебя увидел.

(Сократ)

Ход урока

I. Чтение эпиграфа.

- Как вы его понимаете? Какое слово здесь главное?

-Почему Сократ употребил слово «увидел», а не «услышал»?

- Вы согласны  с высказыванием?

- А что же будет главным в ходе урока? (формулировка цели)

- Это в жизни необходимо?

II. Учитель

-Кто из вас  любит бывать возле речки? Почему?

- Какой вы представляете речку? (можно сделать небольшой рисунок)

III. Работа с текстом (класс разделён на 2 группы).

Задание 1 гр. – Озаглавьте. Выскажите своё впечатление.

Задание 2 гр.- Подчеркните слова, передающие настроение речки.

    Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Весёлая добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась в плохом настроении. Вздохнула речка печально, зацепилась за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка. Заметило солнце, решило развеселить речку.  «Что за глупые шутки?» - подумала речка. Вдруг кто-то толкнул речку копытцем. Оказывается, маленький лосёнок пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь вывела речку из себя. Расстроенная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и … вышла из себя. Из берегов своих. И понимает, что не то делает, а вернуться не может. Никто не пьёт из бывшей речки, никто не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая вода. Болото. А была речка. Только из себя вышла. Выйти  каждый может. Выйти легко. Тише, пожалуйста, тише.

- Хотели бы вы возле этой речки посидеть. Почему?

- Как связан текст с нашей темой?

- А когда человек может выйти из себя? Почему выходят из себя? (плохое настроение)

- Как это проявляется? ( говорим грубо, унижаем других , сквернословим……)

Учитель: Слово – живое существо, у которого,  как и у человека, есть характер, душа.

Класс делится на 2 группы.

1 группа.

- Запишите слова- действия, где «слово»   ассоциируется с понятием « друг».

2 группа.

- Запишите слова- действия, где «слово»   ассоциируется с понятием « враг».

Схема составляется всем коллективом

п

- Какие правила «говорящего » и «слушающего » вы бы назвали?(2 группы)

Учитель:  отличать слово доброе от злого помогает смысл. Договоримся отмечать добрые слова «+», злые  «-».

Первая и вторая группы поочередно произносят слова, которые необходимы для ведения диалога и характеризуют их.

Группы получают задание: составить диалог на тему :»Встреча друзей»

Анализ диалогов.

- Что удачно? Какой диалог  было слушать интересно. Почему?

- Что нужно выполнять, чтобы тебя  слушали ? (1 группа записывает правила  говорящего)

Правила для говорящего

1. Осторожно обращайся со словом!

«Невысказанное  высказать можно, высказанного не вернуть»

2. Хорошо продумывай свою будущую речь!

«Прежде  чем говорить, подумай о смысле»

3. Оцени уместность своей речи!

«Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати»

4. Не искажай действительности  в речи.

«У лжеца дом сгоре, никто не поверил»

5.Правильно избирай собеседника!

«Глухой слушает, а немой говорит»

6. Не наноси вреда собеседнику.

«Языком убивают как кинжалом, только кровь не льется»

7. Не говори о том, что всем давно известно.

«Учат рыбу плавать»

8. Не будь многословен.

«Краткость – сестра таланта»

9. Не повторяй одно и то же несколько раз

«И хорошее слово хорошо один раз»

10. Следи за своим тоном.

«Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано»

 - Как себя должен вести слушатель ( 2 группа)

- Записываем  правила  для слушающего

1. Выслушай обращенное к тебе слово. Вникни в содержание речи и попробуй понять говорящего!

«Сто человек – сто мнений»

«Сколько людей, столько умов»

2. Распознай намерения и интересы собеседника!

«Человек спрятан за своими словами»

«Хочешь понять человека- вслушайся в его речь»

3.Не принимай решения, выслушав только одну сторону!

4. Если тебе не ясно, не спеши с выводами!

Рефлексия.

- Какой вывод сделали?

- Согласны ли с автором стихотворения?

«Слово»  Ф.Васильевой.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им  можно радости прибавить

И  радость ядом  отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как  бы не ударить

Того, кто слушает тебя.

Домашнее задание:

Составьте текст: «Язык – враг мой» - 1 гр.

                             «Язык – друг мой» - 2гр.

Сазанова Наталья Владимировна